Отечественные инновации в АПК побеждают зарубежных конкурентов
Ведущая российская ассоциация в отрасли АПК «ИнтерАгроТех» в рамках ПМЭФ представила результаты опроса руководителей агрохозяйств на предмет определения лучших решений для автопилотирования сельхозтехникой. Эти системы являются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового с/х-рынка. Они зарекомендовали себя как надежный способ сокращения издержек и повышения эффективности агрохозяйств до 40 – 42%.
Объем мирового рынка сельскохозяйственных транспортных средств с автопилотом, по данным Market Data Forecast в 2022 году составлял 6.28 млрд. долл. и к 2026 году его рост ожидается до 9.14 млрд. долл. Аналитики Maximize Market Research в свою очередь прогнозируют его уровень в районе 11,9 млрд долларов США к 2027 году при динамике 19,3%.
Потенциальный объем российского рынка систем автопилотирования сельхозтехники аналитики «ИнтерАгроТех» оценивают в 568 млрд. руб. на 2023 и рассчитывают, что к 2030 он достигнет 700 млрд. руб.
Системы автономного управления сельхозтехникой на базе технологии спутниковой навигации успешно применяются как в России, так и во всем мире на протяжении более 20 лет. По разным данным, в западных странах сегодня ими оснащены порядка 60-80% тракторов, комбайнов, опрыскивателей и другой самоходной техники, эффективность работы которых с автопилотом увеличивается на десятки процентов.
В опросе «ИнтерАгроТех» приняли участие 102 руководителя хозяйств из 11 регионов России. 34 из них используют автопилот американской компании Trimble, 31 оснастили свои трактора отечественной системой Cognitive Agro Pilot, 28 – системами китайских производителей, оставшиеся 9 - других производителей. В исследовании приняли участие решения зарубежных производителей FJ Dynamics, CNHNAV, TeeJet, AllyNav, Tersus, а также единственное доступное на российском рынке отечественное решение от компании Cognitive Pilot.
По итогам опроса была сформирована сравнительная таблица функционала Cognitive Pilot и зарубежных решений.

Сравнение отечественных и зарубежных систем автопилотирования
В исследовании учитывались отзывы о реальной эксплуатации только тех систем, которые официально представлены на российском рынке.
Система Cognitive Agro Pilot основана на искусственном интеллекте – нейронной сети глубокого обучения – и не имеет аналогов на рынке. Ориентируясь по данным с установленной на крыше трактора стереокамеры, ИИ распознает людей и другую технику на пути следования и заранее предупреждает механизатора об опасности, что исключает аварии и простои техники. Система обладает возможностью автоматической остановки.
В свою очередь, все указанные решения зарубежного производства относятся к классу GPS-навигационных систем параллельного вождения, которые комплектуются электрическими подруливающими устройствами. Установка таких систем занимает до одного дня, при необходимости они могут быть в короткие сроки демонтированы и установлены на другую машину без глубокого вмешательства в систему рулевого управления трактора.
В системе Cognitive Agro Pilot за рулевое управление отвечает гидравлический блок. В сравнении с электрическими подруливающими устройствами, которые часто выходят из строя, приводят к износу рулевого управления трактора и, как следствие, снижают точность движения, он отличается лучшими откликом и надежностью. Также отмечается более удобный перехват руля без «закусываний» и задержек при необходимости взять управление на себя.
При заявленной точности движения в 2,5-5 см подруливающие устройства показывают фактическое отклонение от курса до 10 см. В свою очередь погрешность автопилота Cognitive Pilot составляет порядка 1-2 см при заявленной точности до 5 см.
К числу неоспоримых преимуществ Cognitive Agro Pilot также относятся возможности работы с оборотными орудиями и функция предупреждения о пробуксовке, которая позволяет увеличить ресурс двигателя и трансмиссии.
Обновление системы Cognitive Pilot осуществляется «по воздуху» – для этого необходимо лишь устойчивое интернет-соединение. В числе анонсированных компанией Cognitive Pilot функций, которые станут доступны в сезоне 2023-2024, также значатся объезд столбов без предварительного картирования поля, управление выносной гидравликой, движение по кромке и задание базовой линии только по «зрению», а также хранение информации о поле.
Отметим, относительная доступность зарубежных систем объясняется не только более скромным функционалом, но и низкой надежностью компонентов. В частности, как показывает реальный опыт эксплуатации, в случае поломки электрического подруливающего устройства может потребоваться и ремонт рулевого управления самого трактора.